ГБОУ 

школа - интернат

 № 33

Выборгского района

Санкт - Петербурга

 

                         

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург, 2-ой Муринский пр., д.24; тел./факс 241-25-44

 

Детско-родительские отношения

 

Беседа с младшим школьником "Кто я? Какой я?"

 

Психологическая готовность к школе

 

Как хвалить ребенка, чтобы мотивировать?

 

Как привить любовь к чтению?

 

Тест-опросник "Какой я родитель"

 

Правила бучения и воспитания гиперактивного ребенка

 

УУД кохлеарно имплантированных обучающихся

 

Глухие и слабослышащие дети в образовательном пространстве

 

Опасные игры в сети Интернет

 

Памятка родителям будущих первоклассников

 

 

 Родителям обучающихся начальной школы

 

Малоподвижные развивающие игры для организации семейного досуга и совместного отдыха с детьми

 

 

1.                  «Светофор» – для игры нужны три круга из цветного картона (красный, желтый, зеленый), соответствующие трем цветам светофора. Играть можно группой до 10 человек. Группа детей стоит на расстоянии 10-15 метров от ведущего игрока. Ведущий игрок с разной очередностью по несколько раз показывает разные «сигналы» светофора, на красный- все должны остановиться (стоять), на желтый – приготовиться к началу движения (заводить мотор автомобиля), на зеленый сигнал все должны идти аккуратно по пешеходному переходу, быстрым шагом, но не бежать!  Кто ошибается или начинает бежать – выходит из игры. Выигрывает тот, кто не ошибается и дотронется рукой до ведущего игрока раньше других участников игры. К победителю переходит роль ведущего (светофора). Цель – коллективное взаимодействие, развитие внимания, координации, повторение ПДД, физическая разминка.

 

2.                  «Передай мяч» - играть может группа до 10-15 человек, заранее договариваются о счете (до 10, до 20, до 100). Мяч передается в любом порядке друг другу, называя число по порядку. Задача, следить за счетом, не уронить мяч и все делать максимально быстро, Кто ошибается или роняет мяч – выбывает из игры (цель – развитие внимания, координации, моторики, повторение счета, коллективное взаимодействие, развитие ловкости).

 

3.                  «Съедобное – несъедобное», «Фрукты», «Овощи», «Животные», «Транспорт» - участники встают по кругу, у ведущего мяч, который он бросает поочередно всем участникам игры. Перед началом игры договариваются о «теме», например, «Фрукты» - ведущий называет разные фрукты и бросает мяч, который должны поймать участники игры, но, если ведущий говорит (намеренно) название того, что не соответствует группе «Фрукты», например – «огурец», то участник не должен ловить мяч, если же участник игры поймал мяч неверно, то он выбывает из игры, если все сделал правильно, сам становится ведущим. (Цель – развитие слухового внимания, активного речевого словаря, координации движений, ловкости, коллективного взаимодействия).

 

4.                  Пантомима – играть может группа до 10-15 человек, ведущий называет поочередно 1-3 слова по определенной теме, например – тема – «Зима» - холодно, идет снег, кататься на лыжах – а все участники должны без слов – изобразить, что, что называет ведущий. Учитель задает тему и отмечает из всех участников того, кто лучше справился с заданием, и этот участник сам становится ведущим.

Возможные темы – «Погода» (холодно, жарко, дождь, бегать по лужам, ходить по горячему песку), «животные» (заяц, лягушка, курица, обезьяна, кенгуру, лошадь, лисица) и т.д., «Птицы» - ворона, воробей, страус, орел, «насекомые» - бабочка, комар, пчела…  Если готовиться заранее, можно подготовить наглядный материал с изображением животных, которых, возможно, не все дети знают. (Цель – развитие, внимания, воображения, координации, актерских способностей, общего кругозора, чувства юмора, уверенности в себе).

 

5.                  Шагаем – вспоминаем - называем (на каждый шаг по очереди все участники называют имена мальчиков, имена девочек, растения, цвета, названия животных). Выигрывает тот, кто больше без остановки назовет. Цель – развитие внимания, мышления, памяти, активного словаря.

 

6.                  Кто самый внимательный? - Ведущий и участники договариваются о правилах, что, если ведущий погрозит пальцем – все должны наклониться вперед, если ведущий присядет – все прыгают, если ведущий кланяется, все должны хлопать в ладоши, если ведущий топает ногой – все тоже топают ногой и т.д. Играть может любое количество учащихся. (Цель – физкультурная разминка, координация, развитие внимания, памяти).

 

 

7.                  «Кот и воробьи» – на полу обозначают круг (территорию), внутри которого живет «Кот», а вокруг прыгают и летают «Воробьи». По команде ведущего воробьи начинают залетать на территорию кота, а кот пытается их поймать. Кого поймали – становится котом. (Цель – снятие эмоционального напряжения, развитие, ловкости, координации).

 

8.                  «День-ночь» - один ведущий «Сова», которая охотится по ночам, «Сова» поочередно называет «День» или «Ночь», а все участники должны соблюдать определенные правила. Когда «день» - сова спит – и всем можно прыгать, танцевать, смеяться, петь, кружиться (но нельзя толкаться), а когда «Сова» говорит, что наступила «ночь» - все должны замереть в тех позах, в которых остановились, кто пошевелится, засмеется, заговорит или качнется – сам становится «Совой». Эту игру можно проводить в составе двух команд, когда все девочки – «Совы» и охотятся по ночам за мальчиками –«Зайцами», а потом команды меняются ролями, мальчики становятся «совами», а девочки – «зайчиками». Цель – снятие эмоционального напряжения, развитие слухового восприятия и внимания, координации, ловкости, командного взаимодействия.

 

9.                  Развиваем память и внимание – ведущему нужно заранее подготовить 10 картинок примерно одного размера с разными изображениями (словами, буквами, фигурками и т.д.) – если играть в классе, можно использовать магнитную доску. По сигналу «день» (5-10 секунд) - все участники пытаются запомнить 10 предметов (слов и т.д.). По сигналу «Ночь» - все участники закрывают глаза, а ведущий убирает (прячет) один из предметов (карточку со словом и т.д.). Участники игры должны вспомнить и назвать, чего не хватает, выигрывает тот, кто был более внимательным. Ведущий похвалой (поощряет) тех участников, которые старались и активно участвовали в игре.

 

10.               Учимся говорить комплименты, волшебные слова и использовать социально принятые жесты приветствия и благодарности. Участвовать может любое количество (четное) участников, Все стоят по кругу, попарно лицом друг к другу. Ведущий - в центре, по команде ведущего -  Здороваются – пожимают друг другу руку, потом меняются парой и ведущий дает новую команду -  прощаются – и т.д. Цель – развитие речевой активности, развитие словаря, коррекция самооценки и эмоционального состояния, развитие навыков коммуникации и бесконфликтного взаимодействия. Играть можно под музыку.

 

11.              «Возьми и передай» Цель: достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние. Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку. Заранее желательно подготовить список с перечнем эмоций, настроений, которые будут использоваться в игре.

 

12. Игра «Прогулка» Цель: Двигательная и эмоциональная разминка, развитие творческих способностей и воображения.

Ведущий. Летний день. Дети гуляют. Пошел дождь. Дети бегут домой. Началась гроза (все топают ногами или хлопают в ладоши, создавая гром и молнию). Гроза прошла быстро, перестал идти дождь. Дети снова вышли на улицу и – стали бегать по лужам (изображая, как прыгают через лужи или наоборот – прыгают по лужам - нарисованным мелом кругам или разложенным на полу обручам).

 

13. «Подари движение»

Цель: Укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия, координации, крупной моторики.

Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15-20сек. Остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы ведущий дает знак кому-то из детей продолжить движения в такт музыке, тот в свою очередь передает это право следующему – и так по кругу.

 

14. Игра «Настроение и походка» Цель: Снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечного напряжения, развитие моторики и координации.

Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Изображаем мелкий и частый дождик, а теперь – как тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь – как чайка, как орел. Походим, хромая, как старая бабушка (дедушка) с палочкой, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который только учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Собираем созревшую землянику на поляне. Погреемся на солнечном пляже. Побежим навстречу маме (другу) и обнимем её (его)».

 

15. «Смелые ребята и Дракон» Цель: Преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе. Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становится на возвышение и говорит грозным голосом: «Бойтесь меня, бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается, (ребенок спрыгивает со стула) превращается в маленького-маленького воробышка, которого никто не боится.  Он начинает чирикать, летать по комнате, а ребята бросают ему зернышки.

 

16. «Слепой и поводырь»

Цель: Развитие внимания друг к другу, эмпатии, социального доверия, слухового восприятия, ориентации в пространстве, координации и схемы тела, навыков взаимопомощи и взаимовыручки.

Участвует пара детей, остальные - оценивают. Один – «слепой» с завязанными (закрытыми) глазами, другой – его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, подсказывая, что надо сделать – поднять правую ногу, сделать 3 шага, наклониться, присесть, перепрыгнуть (линии на полу или предметы, разложенные на полу, стул, который надо обойти). Препятствия и маршрут созданы заранее, препятствиям можно присвоить номера для лучшей ориентации поводыря. У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» – провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал. Не ушибся. Поводырь держит «слепого» за руку. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.

 

17. «Комплименты»

Цель: Помочь ребёнку увидеть свои положительные стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети, развитие навыков взаимодействия, формирование словаря, коррекция и повышение самооценки, развитие навыков коммуникации.

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребёнок говорит: «Мне нравится в тебе …»   Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу. (После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты). После игры можно попросить ребенка нарисовать свой портрет или портрет друга.

 

18. «Назови и покажи» Цель: Определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики и слов.

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Когда я грущу – я такой». Показывает мимикой свое состояние. Затем продолжают дети по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние. Когда очередь доходит вновь до ведущего, он предлагает усложнить упражнение: один показывает – все угадывают, какое эмоциональное состояние они увидели. Перечень эмоциональных состояний желательно подготовить заранее, чтобы процесс игры был динамичным и активным.

 

19. «Принц и принцесса» или «Всемогущий король»

Цель: Дать возможность ребенку почувствовать себя значимым, выявление положительных сторон личности; сплочение детской группы, развитие и коррекция навыков коммуникации.

   Дети стоят в кругу. В центре ставится стул – это трон. Кто сегодня будет принцем (Принцессой, всемогущим королем)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее или высказывают свои желания-просьбы – устроить бал, праздник, посадить цветы в парке, открыть зоопарк…

 

20. «Волшебное колечко»

Цель: Коррекция негативного образа «Я», снятие тревожности, неуверенности в себе, общее развитие, развитие словаря.

   Ведущий говорит: «Вот колечко из сказочной шкатулки, это не просто колечко, а волшебное. Если надеть его на мизинец, станешь маленьким-маленьким – это твое прошлое. Если надеть его на средний палец, останешься самим собой – это твое настоящее. Если надеть колечко на указательный палец, станешь большим, сильным и красивым – это твое будущее. Кто хочет путешествовать во времени?».

 

   Если ребенок выбирает «прошлое», он садится на корточки или сворачивается клубочком, а остальные ребята гладят его, укачивают, баюкают… Если ребенок выбирает «настоящее», то ему предлагается оценить его, что с ним происходит, с помощью жеста («в моей жизни все хорошо» – большой палец вверх, «в моей жизни не все хорошо» – большой палец вниз). Если же он выбирает «будущее», то закрывает глаза и фантазирует – что интересного и увлекательного случится в его жизни. В конце игры все рисуют «Волшебную страну». Перед игрой, при необходимости, детям надо объяснить, что такое настоящее, прошлое и будущее и название пальцев руки. Этот процесс также может стать самостоятельной игрой или занятием, где ребенок будет рисовать свою руку, раскрашивать ее цветными карандашами и подписывать название каждого пальчика.

 

21. «Передай по кругу»

Цель: Достичь взаимопонимания, сплоченности, навыков социального взаимодействия, моторики, координации, воображения.

   Дети встают в круг, на ходу передают (пантомимикой) горячую картошку, льдинку, бабочку, цветочек, пушинку и т.д.

 

22. «Секрет»

Цель: Развитие социальной активности детей, развитие активного словаря, навыков взаимодействия, навык употребления «волшебных слов».

Всем участникам ведущий кладет в ладошки по «секрету» из красивого сундука (пуговицу, бусинку, брошку, старый часы и т.д.), кладет и зажимает в кулачок. Участники ходят по помещению и, снедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает всем найти общий язык.

 

23. «Угадай, что исчезло?»

Цель: Развитие внимания, памяти, наблюдательности, активного словаря, навыков взаимодействия. Для игры понадобятся мелкие игрушки (10-20), предметы, карточки со словами и т.д. Дети должны догадаться, какой предмет или карточка с каким изображением (словом) исчезли, ребенок должен назвать и описать исчезнувший предмет (карточку с изображением или словом). Если ребенок дает правильный ответ, он этот предмет (карточку) забирает на время игры себе. Выигрывает тот, кто наберет больше всего предметов (карточек).

 

24. Ничего не перепутай! Цель игры – развитие координации, моторики, внимания, физическая разминка, снятие эмоционального напряжения, навыки взаимодействия в группе! Ведущий говорит: «Попробуйте проделать такое упражнение (демонстрирует). Оно только на первый взгляд может показаться очень простым и легким. На самом деле это не так. Положите руки на колени, хлопните в ладоши перед грудью, правой рукой возьмитесь за нос, а левой - за правое ухо, потом опять хлопните в ладоши, возьмитесь левой рукой за нос, а правой - за левое ухо. Повторите упражнение в той же последовательности еще несколько раз, постепенно убыстряя темп. Только не перепутайте, где у вас нос, а где ухо, где правая, а где левая сторона».

 25. Ухо-нос-лоб-колено! Цель – развитие внимания, координации, слухового восприятия, физическая разминка. Ведущий объясняет суть игры: «Указательным пальцем правой руки дотроньтесь до носа и скажите при этом «Нос». Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но если я скажу, например, «Лоб» или «Колено», вы должны немедленно дотронуться до лба (колена). Понятно? Начали! Нос-нос-нос-нос-ухо!» Сказав «Ухо», руководитель указывает пальцем на подбородок или плечо, и многие невольно повторяют за учителем. После 2-3 -х показов взрослым (ведущим), ребята сами могут выступать в качестве ведущего игры.

26. Зоопарк! Цель – развитие памяти, внимания, общего кругозора и активного словаря, способности к обобщению. Все участники поочередно называют название одного животного, а каждый следующий участник называет животное, которое назвал предыдущий игрок и добавляет свое. Так продолжается до тех пор, пока кто-то из ребят не сможет повторить всех животных подряд (правильность контролирует ведущий или педагог), тот, кто ошибется временно выбывает из игры. Список животных все растет, запомнить его все труднее и труднее. Один за другим выбывают ребята из игры. Побеждает тот, кто сможет самую длинную цепочку из слов (у кого лучше память). По желанию названия животных можно заменить словами на любую другую заданную тему: мебель, транспорт, фрукты, ягоды, цветы и т.д. Взрослому необходимо заранее подготовить карточки с изображением животных, предметов мебели, транспорта и т.д., что позволит закрепить знания и выявить у детей трудности, связанные с сопоставлением слова и образа. Похвалить в конце игры и поощрить нужно каждого ребенка.

27. Веревочка. Цель – развитие внимания, навыков взаимодействия в группе, сплоченности коллектива, развитие координации, физическая разминка. Участники игры встают в круг, держась руками за связанный шнур (веревку). Один игрок (водящий) – внутри круга, передвигаясь внутри круга в разных направлениях, старается неожиданно дотронуться до чьей-то руки (запятнать), а все участники внимательно следят, чтобы ему не удалось это сделать. Участники игры должны быстро отдергивать свою руку, чтобы избежать касания с рукой водящего, а затем сразу немедленно возвращать свои руки в прежнее положение и удерживать шнур (веревку). Тот участник игры, до руки которого водящий сможет дотронуться, становится на его место внутри круга, и игра продолжается.

 

  В любой игре важно сохранять позитивный настрой всех участников, ребята должны учиться сочувствовать, подбадривать друг друга! Игра должна быть организована взрослым. Только организованная игра с понятными ребенку правилами будет развивать, учить бесконфликтному взаимодействию в группе и развитию навыков коммуникации! Ребенок должен научиться и выигрывать, и проигрывать, научиться выстраивать добрые партнерские отношения в игре, подчиняться правилам игры! Задача взрослого организовать групповые игры так, чтобы каждый ребенок обязательно смог оказаться в ситуации успеха и победы! Особенно это важно для детей застенчивых и неуверенных в себе!

 

Игра – уникальный вид деятельности, позволяющий раскрыть и развить способности каждого ребенка!

   

Играйте вместе! Играйте с радостью и пользой!

 

За индивидуальной консультацией по вопросам воспитания ребенка, организации досуга и выстраивания детско-родительских отношений Вы можете обратиться к школьному педагогу-психологу Климчук Юлии Юрьевне.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 18.06.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»