Рекомендации школьного психолога
Наши гиперактивные дети
Гиперактивные дети и дети с синдромом дефицита внимания – это дети, которые еще до поступления в школу отличаются своим поведением, чрезмерной подвижностью, импульсивностью и неуправляемостью. Количество детей с признаками гиперактивности в школах ежегодно увеличивается, до трети учеников в классе могут иметь те или иные проявления гиперактивности и дефицита внимания. Гиперактивные дети были всегда и во все времена, вспомните свое школьное детство, свой класс, в котором наверняка было 2-3 ученика, которые постоянно нарушали дисциплину, отвлекались на уроках сами и мешали учителю вести урок. Разница только в том, что, если в 70-80-е годы прошлого столетия гиперактивными были единицы. В некоторых регионах России количество детей с гиперактивностью в начальной школе достигает 30-70 %. В условиях коррекционных школ, где количество детей в классах не более 10 человек, то наличие в одном классе 3-4-х таких учеников, будет являться серьезной проблемой для педагога. Эти дети фактически присутствуют в классе, но при этом, как говорится – могут полностью «отсутствовать», «витать в облаках», «считать ворон», то есть быть не в состоянии в полном объеме воспринимать учебный материал. К большому сожалению, контролировать цикличность работы мозговых структур таких детей в условиях групповой работы педагогу крайне трудно. Цикличность периодов высокой и низкой работоспособности индивидуальна и не зависит от волевых усилий ребенка. Причины гиперативности самые разнообразные и, как правило, проявления гиперактивности - обратимые или частично обратимые, исчезающие полностью или частично, по мере созревания мозговых структур. Но для этого потребуется время, много сил, огромное терпение родителей и педагогов, очень большой объем психолого-педагогической помощи и, возможно, специальные – щадящие условия обучения.
Психологическая картина проявления гиперактивности и дефицита внимания у ребенка
1. Высокая утомляемость ребенка от умственной работы – необходимость сосредотачивать внимания требует у этих детей невероятных энергетических затрат и волевых усилий.
2. Низкая работоспособность и низкая продуктивность во время процесса обучения - при этом физическое утомление вообще может не наступать.
3. Трудности с самоконтролем и произвольной регуляцией деятельности.
4. Выраженные нарушения произвольной деятельности даже при незначительной эмоциональной активации: педагогам необходимо обеспечить высокую избирательность предлагаемых наглядных пособий, сдержанность в оформлении интерьера в школе и дома; этим детям не рекомендуется читать «страшные» сказки и смотреть мультфильмы, содержание которых может запустить процесс эмоционального возбуждения, как следствие - ребенка будет очень сложно успокоить и уложить спать, могут развиться страхи и нарушиться сон.
5. С осторожностью надо подходить к организации физкультминуток для гиперактивных детей; при составлении расписания уроков физкультуры необходимо учитывать наличие таких детей в классе; физическая деятельность и яркие эмоциональные впечатления не должны предшествовать урокам, требующим особой концентрации внимания и сосредоточенности (контрольные работы, изучение новой сложной темы).
6. Гиперактивные дети испытывают значительные трудности в деятельности, которая требует использования произвольного внимания, памяти; им крайне сложно оперировать одновременно большим объемом информации; этим детям нельзя давать многоступенчатые поручения – «собери портфель, задвинь стул и подойди ко мне с дневником»; поручения необходимо давать пошагово, после выполнения ребенком первого пункта «собери портфель», можно дать задание «задвинь стул», а уже после этого – «возьми дневник и подойди ко мне»; в противном случае можно долго ждать и не дождаться выполнения ребенком вашего требования.
7. Высокая отвлекаемость гиперактивных детей по малейшему поводу, их неспособность сосредотачиваться, приводит к значительным трудностям перехода информации из кратковременной памяти в долговременную; педагогам и родителям необходимо искусно использовать временные периоды высокой работоспособности этих детей для повторения и закрепления ранее пройденного учебного материала (правил, таблицы умножения, обратного счета и т.д., с применением элементов сюжетной игры).
Перечисленные психологические аспекты имеют место и в условиях сохранного слухового анализатора, и при условии нарушенного слуха, а при наличии других сопутствующих нарушений или заболеваний у ребенка возникают дополнительные трудности с адаптацией к требованиям образовательного процесса.
Не очень серьезное отношение со стороны родителей и педагогов к проблемам гиперактивных детей на начальном этапе обучения, могут вскором будущем привести к возникновению новых функциональных, невротических и эмоциональных расстройств у этих детей.
Что необходимо знать и учитывать педагогам, родителям, воспитателям?
Вся интеллектуальная деятельность гиперактивного ребенка отличается цикличностью: ребенок может хорошо, продуктивно работать 5-10 (15) минут, затем автоматически «выключается» на 3-5-7 минут, и мозг ребенка при этом отдыхает, в прямом смысле. Вечером такой ребенок учит и рассказывает родителям таблицу умножения, а утром – это «чистый лист бумаги», ничего вспомнить не может. У родителей и педагогов часто складывается ложное представление о нерадивости, интеллектуальных способностях и лености таких детей, но на самом деле эти дети не «не хотят», они действительно – «не могут» управлять собой, при этом интеллектуально гиперактивные дети могут быть сохранны и даже талантливы. Ребенок, в отличие от взрослого, сам себя оценивает по степени прилагаемых усилий, и гиперактивный ребенок искренне не понимает, за что его все ругают, ведь он так старается.
Первая серьезная трудность и осознание упущенного времени ждет родителей таких детей в первом классе, когда на родителей со всех сторон начинает сыпаться информация о несоответствии их ребенка требованиям школы.
С еще большими трудностями родители и педагоги сталкиваются при переходе этих детей из начальной школы в среднюю, когда меняются не только требования к процессу обучения, но значительно увеличивается и сам объем учебной информации. Как «снежный ком» накапливаются «хвосты» и неусвоенный материал, непонимание учебного материала еще больше снижает интерес к учебе и без того значительные трудности с мотивацией и волевыми качествами, и, как следствие, такие дети часто «перекочевывают» в разряд трудных подростков. Вот так и получается, что трудности этих детей остались нерешенными в начальной школе, и они в этом не виноваты.
Обучение гиперактивных детей, детей с СДВГ требует индивидуального подхода с учетом их особенностей, интересов и способностей.
Как рекомендует в своих трудах Л.С. Выготский, таких детей нужно учить «в обход» произвольной памяти и внимания, опираясь на сохранные интеллектуальные ресурсы и творческие способности. Безусловно, продуктивной и неформальной такая работа возможна только при индивидуальном обучении по специально адаптированным программам. При наборе детей и формировании первых классов необходимо учитывать факт наличия стертой неврологической симптоматики у ребенка и информировать родителей о возможном переходе к форме индивидуального или надомного обучения. Родителей необходимо не просто информировать, а разъяснить, что данные меры необходимы для ребенка, что они временные, что часть занятий и мероприятий ребенок будет посещать вместе со всем классом, чтобы иметь возможность развивать коммуникативные навыки и навыки межличностного взаимодействия.
Импульсивность и неспособность к сдерживанию сиюминутных побуждений и произвольному регулированию своего поведения - это основные трудности, с которыми сталкиваются родители и учителя гиперактивных детей. Импульсивный ребенок может быть чрезмерно подвижным, болтливым, отвечать «не дослушав вопроса», вмешиваться в разговор, ребенку очень трудно дождаться своей очереди, чтобы ответить на заданный вопрос. Гиперактивный ребенок отвлекается по малейшему поводу и отвлекает остальных детей. Педагогу приходится большую часть урока заниматься вопросами дисциплины. Такой ребенок часто торопится, не заботится о качестве выполняемых учебных заданий, часто бесцельно двигает руками, ногами; его не очень волнует мнение окружающих и их оценка, он полностью поглощен собственными интересами и побуждениями. Импульсивность может проявляться и в повышенной конфликтности, драчливости. Причем, гиперактивный ребенок редко сам является зачинщиком ссор, но он очень легко и эмоционально ярко откликается на любую внешнюю провокацию, особенно при большом скоплении детей. Как следствие – травмы, драки и ссоры. Периоды чрезмерной активности сменяются кратковременными периодами «затишья» и спокойствия, когда ребенок готов на несколько минут сосредоточить внимание на чем-либо.
Гиперактивность и импульсивность, как правило, являются следствием неоптимального функционирования лобных отделов головного мозга, отвечающих за регуляцию поведенческих и волевых реакций. Часто причина гиперактивности кроется в неблагополучном течение беременности и родов. Гиперактивность может быть и наследственной. Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности несколько ослабевают к подростковому возрасту, требуют серьезной воспитательной работы со стороны взрослых, а иногда и вмешательства медицинских специалистов.
Непродуктивные приемы воспитания гиперактивного ребенка, попустительство со стороны родителей и педагогов, отсутствие единых требований к ребенку, чрезмерное давление и наказания гиперактивного ребенка приводят к закреплению специфических личностных черт у ребенка и негативных моделей поведения. В будущем сохранится несдержанность в негативных эмоциональных проявлениях, вспыльчивость, гневливость, непредсказуемое проявление агрессии. У гиперактивных детей настроение и эмоциональный фон могут меняться часто и резко. При этом ребенок, а в последствии и взрослый, не чувствует границы дозволенного, не может критически оценить ситуацию и возможные последствия своих действий. Именно по этой причине не рекомендуется учить ребенка отвечать ударом на удар, даже с целью самообороны. Это опасно и для самого ребенка, и для окружающих. Вообще вокруг гиперактивного и импульсивного ребенка все кувырком, все внимание сосредоточено на нем и его непредсказуемом поведении.
Слабая способность к предвидению и трудности прогнозирования причинно-следственных связей, к сожалению, часто сохраняются и во взрослом возрасте. Поэтому гиперактивный ребенок нуждается в постоянном психологическом сопровождении и коррекционных мероприятиях.
Для гиперактивного ребенка характерно очень сильное «хочу» и очень слабое «надо». Причем это поведение и сиюминутные желания не имеют под собой далеко идущих планов, просто гиперактивный ребенок живет по принципу «здесь и сейчас», и то, что интересно в эту минуту - это для гиперактивного ребенка и является самым важным и привлекательным. Интересы окружающих гиперактивного ребенка особо не интересуют, думать о других людях, заботиться, воспитывать ответственность гиперактивного ребенка нужно учить специально. Если упустить время, то эгоизм и пренебрежительное отношение к окружающим станет устойчивой чертой личности гиперактивного ребенка.
Еще одна сложность, с которой сталкиваются родители и педагоги гиперактивных учеников – это все виды зависимостей, которым подвержены эти дети и то, что эти дети легко поддаются влиянию и уговорам, а значит, могут стать легкой добычей манипуляторов и криминальных личностей.
Ребенок будет взрослеть, будет способен сознательно оценить свои особенности и приемы их сглаживания и контроля. Ребенок должен знать о возможных негативных последствиях своих импульсивных поступков.
Один из приемов - проговаривание. Научите ребенка проговаривать вслух весь алгоритм действий – от начала выполнения задания до его завершения. Хорошо помогают приемы составления пошаговых схем, правил, планов, рисунков с проговариванием вслух. Рисунки и схемы, сделанные совместно с ребенком, развешиваются на уровне глаз (например, у письменного стола).
Научите ребенка контролировать и осознанно сдерживать возникающие у ребенка отрицательные эмоции и желание сделать что-то “плохое” с помощью приемов дыхания, счета, проговаривания. Играйте с гиперактивным ребенком в игры, требующие проявления выдержки и терпения. Командные виды спорта, командная деятельность - хорошее средство социализации и обучения взаимодействию в группе, препятствующее формированию эгоистических черт.
В обязательном порядке – строго ограничить компьютерные игры, исключить игры агрессивного содержания. В противном случае высока вероятность формирования компьютерной зависимости. Лучше занимать свободное спортом, логическими играми, рисованием. В качестве альтернативы компьютерным играм можно предложить ребенку осваивать компьютерные программы, можно поставить это условием: например, сколько времени ты посвятишь обучению программированию, столько же времени у тебя будет для игры. Это может помочь ребенку воспринимать компьютер не только как средство развлечения, но и как средство создания чего-то нового и интересного. Созидание, настойчивость, терпение, доведение до конца начатого дела – обязательные условия воспитания любого ребенка, а гиперактивного – в особенности.
Введение системы правил, касающихся разных сторон жизни – от правил совершения гигиенических процедур, правил соблюдения режима дня, до правил выполнения домашнего задания и организации свободного времени. Договариваться о правилах поведения ребенка нужно, когда ребенок находится в хорошем, позитивном расположении духа. Принятые правила нужно регулярно проговаривать и повторять, доведя их знание и проговаривание до автоматизма. Можно вместе с ребенком “красиво” оформить Правила, поместить в рамку и разместить на видном месте в комнате ребенка. Правила принимаются на “семейном совете” и не должны подвергаться обсуждению. Ребенок должен четко знать моральные нормы, правила поведения и запреты, ребенок должен знать, что ему нельзя делать нигде и ни при каких обстоятельствах.
Как вводить ограничения и правила поведения для гиперактивного ребенка?
Ограничения вводятся по 3-шаговой системе:
Шаг первый: Принять потребность ребенка и показать ему, что Вы поняли, чего он хочет, что чувствует, и не видите в этом ничего плохого;
Шаг второй: ввести ограничение, объяснив, что так, как этого хочешь ты; так, как ты это показываешь, это невозможно;
Шаг третий: не просто запрещать – а предложить альтернативу - другой вариант, который учитывает потребности и чувства ребенка, но не задевает личные интересы окружающих: «Я понимаю, что ты сейчас рассержен. Но то, как ты выражаешь свою злость недопустимо. Я не могу позволить тебе меня толкать и кричать на меня, но ты можешь спокойно высказать свое недовольство. В этом случае, я обещаю, что выслушаю тебя».
Важное условие в общении с гиперактивным ребенком – это тон общения.
Разговаривать необходимо только спокойным и убедительно настойчивым голосом. Содержание ребенок может полностью и не понять, но должен понять важность самой ситуации. Гиперактивных детей с дефицитом внимания нельзя торопить при выполнении школьных заданий, это может привести к увеличению количества импульсивных ошибок и обесцениванию самого процесса “учения”.
Очень полезны совместные просмотры с ребенком семейного кино и семейное чтение с последующим обсуждением сюжета и поступков главного героя. Необходимо обсуждать с ребенком разные житейские ситуации, с помощью вопросов стимулируя его к анализу произошедшего. Это научит ребенка анализировать и обобщать информацию. «Как ты думаешь, почему он поступил таким образом?», «А как ты поступишь в такой ситуации?” и т.д. Попытка ребенка самостоятельно сформулировать ответ, оформить свою мысль, принесут гораздо больше пользы, чем многократные наставления родителей и педагогов.
Каждый пункт принятых Правил должен иметь к себе в пару разумное последствие, которое наступает, если требование не выполняется. Ребенок должен знать и понимать эти последствия.
Родителям важно научить ребенка пониманию того, что личная свобода каждого кончается там, где начинается свобода другого человека. Иначе формируется эгоистическое представление о межличностных взаимоотношениях. Для этого родители должны сообщать ребенку о том, что их не устраивает, чего бы они хотели. Важно, чтобы родители сами научились говорить ребенку «нет» тогда, когда «да» нарушает их личную свободу.
В семье должны быть традиции, регулярные семейные мероприятия, которые помогут ребенку осознать важность семейных ценностей и общих интересов всех членов семьи. Поможет в этом прием акцентирования внимания ребенка на том, что каждый раз, когда он что-то делает или собирается сделать, он должен подумать и вспомнить о том, как к этому отнесется семья, хорошо ли это будет для членов семьи.
Приучите ребенка по окончанию какого-либо действия еще раз проверить правильность его выполнения. И обязательно поощряйте ребенка за соблюдение Правил, за сдерживание сиюминутных побуждений и желаний. Обучите ребенка приемам, которые помогут исправить ситуацию, если неприятность, связанная с его импульсивностью, уже произошла. Очень важно, чтобы ребенок был способен осознать случившееся, признавать свою вину, искренне раскаяться в произошедшем, извиниться, спросить, что он мог бы сделать, чтобы загладить произошедшее и сделать то, о чем его попросят.
Гиперактивного, импульсивного ребенка важно приучать совершать хорошие поступки для других людей, ради других, необходимо научить ребенка помогать и заботиться о других людях. Научите ребенка обращать внимание на важные «мелочи» – улыбку старенькой бабушки, которой малыш уступил место в транспорте или поднял упавший предмет; на хорошее настроение папы или мамы, потому, что ребенок сдержал свое обещание и навел порядок после игр в своей комнате и т.д. Хвалите заслуженно, за маленькие личные успехи, которых ребенок достиг по сравнению с недавним прошлым, поощряйте инициативу ребенка и желание довести до конца начатое дело, за проявление волевых усилий.
Родительские терпение и любовь, совместные усилия и единые требования родителей, психологов, педагогов, воспитателей помогут сгладить трудности, связанные с дефицитом внимания и гиперактивностью ребенка.
За личной консультацией по воспитанию и обучению гиперактивного ребенка Вы можете обратиться к школьному педагогу-психологу Климчук Юлии Юрьевне в часы приема родителей.
Желаю удачи!
Рекомендуемая литература:
- Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. - 2002.
- Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания, 2001.
- Мурашова Е.В. Дети – «тюфяки» и дети – «катастрофы», 2004.
|