История школы

ГБОУ 

школа - интернат № 33

Выборгского района

Санкт-Петербурга

                                                

Санкт-Петербург, 2-ой Муринский пр., д.24; тел./факс 241-25-44                                        ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

История школы

 

   История того, что есть,

- это история того, что было и того, что будет.

Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер

 

СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИИ, СМОТРИМ В БУДУЩЕЕ

 

 

 

 

Время летит так, что его невозможно остановить или угнаться за ним. У человека нет власти над этим ресурсом, но есть память… Мы предлагаем читателю совершить необычное путешествие – от счастливого момента, когда новая школа на Муринском проспекте открыла двери своим ученикам, до невероятных проектов, существующих пока еще только в мечтах нынешних девчонок и мальчишек. Мы будем рады вместе с вами заглянуть в классы и кабинеты разных лет, встретить школьных друзей и любимых педагогов. Наши сердца хранят их имена, и в год юбилея мы с радостью и волнением создали школьную ленту времени, события на которой складываются в пеструю череду воспоминаний и впечатлений, иногда значительных и важных, иногда сиюминутных, но от этого не менее ценных. Надеемся, что душевное тепло, вложенное авторами в строки своих воспоминаний, согреет вас добром и светом и подарит много светлых чувств. В путь же, дорогие читатели, по знакомой и незнакомой дороге школьных чудес и приключений!

  ОТ ИСТОКОВ К ДНЮ СЕГОДНЯШНЕМУ

        Первое специализированное учебное заведение в России для глухонемых детей было открыто императрицей Марией Фёдоровной в Павловске /пригород Санкт-Петербурга/ в 1806 году. Целью этого учебного заведения было воспитание и образование - как общее, так и ремесленное - детей обоих полов, родившихся глухонемыми или лишившихся слуха от болезни.

     В 1810 году опытное училище по решению Марии Фёдоровны было передано в ведение Санкт-Петербургского Опекунского совета и перешло на казенное содержание. Училище было переведено в Санкт-Петербург. Официальное открытие его состоялось 22 февраля 1810 года. Сначала училище располагалось на Выборгской стороне, а потом переехало во Вдовий дом, который находился на территории Смольного монастыря. В нем содержалось 24 ребенка, 12 из которых были питомцами С.- Петербургского и Московского Воспитательных домов, и столько же — частные пансионеры в возрасте 7-10 лет. Первым директором училища стал профессор Ж. Б. Жоффре, приглашенный из парижского института глухонемых.

     В 1838 году директором училища становится В. И. Флери. Училище продолжало расширяться: в 1860-е —1870-е годы число воспитанников достигало 160 (100 мальчиков и 60 девочек), на занятия допускались также приходящие платные ученики (до 40 детей). Всего за период с 1810 по 1910 год в училище обучались 2205 детей (1401 мальчик и 804 девочки), из них успешно окончили курс обучения 1929 человек. В 1865 г. был взят курс на реорганизацию мастерских, совершенствование технического образования учащихся. Малоспособных в науках детей начали обучать преимущественно ремёслам.

      Летом 1867 года училище посетил Эдвард Галлодет, директор первого в мире высшего учебного заведения для глухонемых в Вашингтоне, позднее ставшего Галлодетским университетом. Галлодет, осматривая школы и дома, в своём отчёте для министерства внутренних дел США дал петербургскому заведению высокую оценку, отметив комфортное летнее размещение учащихся и обучение их устной речи с использованием языка жестов.

     В 1898 году при училище были созданы педагогические курсы, которые готовили сурдопедагогов. При училище была открыта амбулатория для приема страдающих болезнями уха, горла, носа и нарушениями речи. Для взрослых людей, потерявших слух в результате болезни, были открыты вечерние классы, где их обучали чтению с губ и общеобразовательным предметам.

     Постоянно совершенствовались и методы обучения. С именем Александра Карловича Пеля было связано введение революционного для того времени «устного» метода. Это нововведение последней четверти XIX века способствовало более эффективному развитию у глухонемых детей коммуникативных способностей и, следовательно, возможности адаптироваться в обществе.

     В 1900 году на Всемирной выставке в Париже училище получило почётный диплом за постановку учебного дела. В феврале 1910 года училище на Гороховой улице отмечало столетие со дня своего основания.

     22 февраля в училище состоялся торжественный акт, который посетила императрица Мария Фёдоровна. В этот день училищу было присвоено звание Императорского училища для глухонемых.

     После Октябрьской революции, в 1918 году, в Петрограде был организован Центральный научно-практический институт по изучению и обучению глухих. При институте были открыты школа-интернат и детский сад для глухих детей. Учебно-воспитательная работа этой школы строилась по аналогии с массовой школой. Однако срок обучения был более длительным. Это была школа первой ступени с шестилетним курсом обучения, с выделением вспомогательных классов для глухих с легкой и средней дебильностью, а также классов для детей, имеющих остатки слуха и речи (тугоухих). Для глухих детей, отсталых в умственном развитии, около Петрограда, на станции Сиверская, была организована колония со школой-фермой. Наряду с общеобразовательным обучением учащиеся получали в ней профессиональные навыки по различным видам ремесла: девочки обучались шитью и рукоделиям, мальчики — сапожному, столярному и переплетному делу. В школе-ферме учащиеся также получали навыки сельскохозяйственного труда.

      Центральный научно-практический институт в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции являлся центром по подготовке и переподготовке учителей глухих по программам краткосрочных курсов.

     В 1920 году в Петрограде (на улице Воинова, дом 14) открывают Отофонетический институт (ОФИ), который занимался изучением детей с недостатками слуха и речи. Как и другие научные учреждения по изучению аномальных детей, ОФИ имел характер научно-клинического учреждения. При нем были созданы специальные лаборатории, кабинеты, амбулатории, где изучали не только глухих детей, но и детей с различными типами логопатии. В институте имелась клиника-стационар на 200 детей, представлявшая собой школу и детский сад со специализированными отделениями.

      К 30-м годам ОФИ стал огромным научным клиническим педагогическим учреждением. Отофонетический институт являлся главным центром научно-педагогической работы в СССР. По Императорское училище глухонемыхНыне здание Педагогического университета им. А. И. Герцена 1906 год. Императорское училище глухонемых инициативе Д. В. Фельдберга в Ленинграде возникли классы для приходящих глухих детей. Кроме того, были созданы логопедические пункты при школах (для детей с легкими расстройствами речи).

      Д. В. Фельдберг обращал большое внимание на остаточный слух у глухих детей. Изучавшиеся в Отофонетическом институте сурдопедагогические проблемы (влияние этиологии глухонемоты на развитие и восстановление слуха, методы использования остатков слуха и др.) нашли отражение в сборнике трудов института «Методы исследования и воспитания слуха и ритма у глухих и тугоухих детей» (1936 год). В Отофонетическом институте были предприняты попытки широкого использования техники. Тугоухость у детей рассматривалась как понижение слуха различной степени выраженности, затрудняющее восприятие речи и окружающих звуков.

      В 1938 году заведение получило название «Центральная школа-интернат для детей с расстройствами слуха и речи». Здание на улице Дзержинского (ныне Гороховой ул., 18) было передано Ленинградскому педагогическому университету им. А. И. Герцена, а школа глухих переехала на набережную реки Мойки, дом 122 (здание было полностью уничтожено попаданием авиабомбы во время Великой Отечественной войны и восстановлено после войны).

      Первая школа для тугоухих детей была образована в г.Ленинграде в 1935 году сначала на основе специальных классов, существовавших при массовых школах всех районов Ленинграда. Она размещалась вместе со школой глухих . Во время войны школы были эвакуированы в Ярославскую, а затем в Челябинскую область. После войны, в 1946 году, школы для тугоухих и глухих детей вновь работают вместе на улице Дзержинского (ныне Гороховой), дом 18, под руководством директора Давыдова А.Е.

      В 1948 году школу для глухих детей переименовывают в Школу-интернат № 1 для глухих детей города Ленинграда. В том же году школа тугоухих выделилась в самостоятельную Школу №3 города Ленинграда. Здесь обучались слабослышащие дети I и II отделения. Школу в тот период возглавлял Шишкин Георгий Тихонович. Школа продолжала работать на улице Дзержинского \Гороховой, дом 18\, в здании первой школы глухих.

     В 1949 году обе школы переводят на улицу Воинова (ныне Шпалерная), где они занимают три здания: д.14, 15, 16. В школе было очень тесно, педагогам приходилось работать в две смены.

      В 1957 году для тугоухих детей открывают новое здание, и школа переезжает на 2-ой Муринский проспект, дом 24 (с 8 февраля 1971 года до 1993 год 2-ой Муринский проспект назывался улицей Шверника, в честь политического деятеля Николая Михайловича Шверника).

     С 1969 года школа-интернат №1 для глухих детей располагается на территории бывшей усадьбы Ланских (пр. Энгельса, 4).

     В то время специальных школ по всей стране было немного, поэтому в нашей школе учились дети и из других городов. Учащихся было в два раза больше, чем сейчас, и помещений не хватало. Поэтому классы II отделения нашей школы в 1963 году отделились, и образовалась самостоятельная школа №20. На 2-ом Муринском проспекте остаются дети только I отделения.  

    

      В 1972 году школе присваивают название «Школа-интернат №3 для слабослышащих детей Выборгского района города Ленинграда».

      В 1988 году ее переименовывают в школу - интернат №33 для слабослышащих детей Выборгского района Санкт-Петербурга.

  

 

Дата последнего обновления страницы 04.12.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения