ГБОУ 

школа - интернат

 № 33

Выборгского района

Санкт - Петербурга

 

                         

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург, 2-ой Муринский пр., д.24; тел./факс 241-25-44

 

Экскурсии по комнате боевой славы

 

ПОКА НЕ ЗАХОРОНЕН ПОСЛЕДНИЙ СОЛДАТ

 

Попова Е.Г., учитель русского языка и литературы 

Сильченко Алексей, участник общественного объединения «Святой Георгий»

 

         В новом Законе об образовании большое внимание уделяется  патриотическому воспитанию в  образовательных учреждениях. В нашей школе всегда уделялось большое значение этому направлению. В 2011 – 2012 учебном году в школе на педагогической практике  были студенты РГПУ имени А. И. Герцена. Один из студентов предложил рассказать учащимся о работе   поискового отряда «Святой Георгий». Занятие очень понравилось ребятам и педагогам, и было принято решение создать комнату боевой славы, куда должны были войти экспонаты, связанные с Краснознаменной Ладожской Военной Флотилией, 8 ЛПБ  и новые экспонаты, найденные на полях сражений.  

         В комнате боевой славы  участником общественного объединения «Святой Георгий» -  Сильченко  Алексеем была  организована  экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне. Она  состоит  из предметов, в основном  найденных на полях сражений под Ленинградом. Найдены были эти предметы во время проведения поисковых работ в Кировском и Выборгском районах Ленинградской области. Целью таких работ является поиск останков бойцов и командиров Красной Армии, оставшихся на полях сражений Советско-Финляндской войны 1939-1940 года и Великой Отечественной войны, и их дальнейшее погребение на  воинских мемориальных захоронениях. Целью поисковых отрядов ведущих эту деятельность является увековечивание памяти бойцов и командиров, погибших за нашу Родину и оставленных на поле боя, либо прикопанных во временных могилах. Все предметы, найденные при раскопках, являются безмолвными свидетелями тех страшных событий.

Экспозиция состоит из трех стендов, в первом стенде собраны предметы, принадлежавшие немецким солдатам, второй и третий стенды заполнены предметами, принадлежавшими бойцам и командирам Красной Армии.

Особый интерес экспонаты вызывают у мальчиков, т.к. военная тематика всегда привлекала мальчишек. Тем более они не привыкли видеть такие предметы не где-то в музее, где все строго и ничего нельзя трогать, а в стенах собственной школы.  Здесь можно все потрогать, рассмотреть, покрутить. В спокойной обстановке задать все интересующие вопросы. Для девочек так же находятся интересные экспонаты, как правило, они очень заинтересованно изучают предметы солдатского быта - котелки, ложки, кружки и т.д.

         После создания экспозиции Сильченко  Алексеем была проведена  экскурсия для учащихся 5а класса, где подробно было рассказано о каждом предмете.  Сначала дети не задавали вопросов, тогда у них стали  спрашивать, зачем нужен тот или иной предмет, как он работает, как он выглядел во время войны, пока не был таким ржавым и т.д. После этого дети стали более открыты, так как им представилась возможность обсудить  выставленные предметы. Они начали буквально заваливать Алексея  вопросами относительно представленных вещей. При проведении первой экскурсии удалось привлечь  максимум детского внимания после того, как они поняли, что все эти предметы в школу принес Алексей,  и взялись они не откуда-то, а найдены при раскопках в наше время. Дети с удовольствием слушали рассказы о том, как и при каких обстоятельствах, были найдены эти вещи, пытались понять, почему они оказались в земле, зачем и кто их туда принес.

         После первой, очень длительной экскурсии  у детей появился интерес. Вещи, лежавшие на экспозиции некоторое время до первого занятия, теперь оказались намного  интереснее, чем они думали. Они посмотрели на них по-новому.

         На следующем занятии, после беседы, детям было дано задание еще раз посмотреть на все, что  лежит в витринах комнаты боевой славы и выбрать экспонат, наиболее им понравившийся. После чего они должны были сами дома найти по нему информацию для выступления.  Дети с радостью выбрали себе по экспонату. Затем им  были даны точные названия предметов, для того чтобы они могли найти их в интернете.

         На следующее занятие дети пришли с большими докладами, у большинства это были скачанные и распечатанные прямо с Википедии статьи.  У некоторых было не по одной такой статье. Когда дети зачитывали у доски все эти доклады, было видно, что они читали дома то, что скачали. При чтении было много незнакомых слов, они делали в них ошибки, но мы  поправляли их, объясняли смысл незнакомых, новых слов. Тем, кто принес слишком много материала, пришлось помогать, указывать на более важные абзацы, чтобы не превращать чтение в рутину и мучение для остальных детей и не упустить их интерес. После докладов  Алексей  обвел самые важные моменты, выделил главное  о предмете из всего текста,  и к следующему занятию дети пришли с уже отредактированными текстами. У доски каждый рассказывал (почти читал) свой текст. Далее каждому ученику необходимо было добавить в свой рассказ сведения о  том, что это за вещь и как ее применяли,  где она была найдена. Об этом им рассказал Алексей. Дети уже со знанием дела брали вещи в руки, ведь они уже так много  знали.  Тексты, которые получились у каждого ученика,  имели не только справочный характер о предмете, но и знакомили слушателей с теми обстоятельствами, в которых предметы были найдены.

         Когда тексты были разобраны и выучены,  мы стали проводить репетиции экскурсий, дети выступали в роли экскурсоводов внутри коллектива, друг перед другом. От раза к разу, они все больше демонстрировали понимание того, о чем говорят, могли развернуто отвечать на вопросы о предмете, с радостью отвечали на вопросы одноклассников, спорили о свойствах вещей, например, чья каска лучше, немецкая или советская. Это все говорило о том, что тема детям не безразлична и успехи, которых они достигли, обусловлены, в том числе, и их интересом к ней. Во время занятий кроме речевой работы по ходу рассказа ребенка корректировался темп речи, громкость, паузы между предложениями. Как эстафетная палочка передавалась указка, с которой дети учились обращаться, по ходу текста указывая на детали предметов, их характерные особенности, надписи.

         Открытие «экскурсионного сезона» в школе было приурочено ко Дню Победы.  В период с начала мая и до конца учебного года ученики  5А класса  провели множество экскурсий для классов младшей школы, для своих родителей и своего первого учителя.

         Алексей Сильченко . выбрал темой своего диплома работу по подготовке школьников к экскурсионной деятельности в комнате боевой славы. Дипломную работу комиссия оценила на отлично. Мы вместе с ребятами радовались успеху Алексея.

         Учитывая интерес ребят,  мы решили  продолжить эту деятельность в новом учебном году.  К занятиям в школьной комнате боевой славы присоединился 7а класс.  В год юбилея полного  освобождения Ленинграда от фашистской блокады мы решили,  как можно больше рассказать ребятам о том времени. Вместе  с руководителем поискового отряда «Святой Георгий» - Алексеевым Олегом Борисовичем мы побывали на диораме «Прорыв блокады», где ученики узнали о том вкладе, который внес окруженный блокадным кольцом Ленинград в дело общей Победы над врагом. Своими глазами увидели на « Невском пятачке» новые могилы, которые появились летом этого года. Наши поисковые отряды нашли и похоронили 520 человек. Ребята видели на могилах фотографии, которые принесли туда родственники погибших солдат. Алексей показал ребятам, как они проводят раскопки. Ребята слушали его очень внимательно, задавали много вопросов, долго не отпускали, хотя лил проливной дождь. В музее «Обороны и блокады Ленинграда» мы побывали на выставке «Детство, опаленное войной», где ребята узнали, как их ровесники защищали свой город. В этом музее ребятам было предложено написать письма детям  блокадного Ленинграда  и обязательно написать вопрос, который больше всего им хотелось бы задать. Потом на классном часе мы читали эти письма, а Алексей отвечал ребятам на вопросы (не страшно ли было видеть смерть каждый день, могли ли они убить человека, о чем мечтали во время войны, что помогало не думать о смерти  - такие вопросы задавали наши ребята в письмах). Сейчас мы готовим новые экскурсии по комнате боевой славы. Они посвящены новым экспонатам, которые принес Алексей после раскопок летом этого года (пулемет, военный костюм, винтовка). Мы планируем рассказать о них в январе 2014 года.

 

 

         

 

 

 

ЭКСКУРСКИЯ ПО ЭКСПОНАТАМ КОМНАТЫ БОЕВОЙ СЛАВЫ

 

Попова Е.Г., учитель русского языка и литературы 

 

 

         Во время рассказов на экране показываются фотохроники, фотографии с мест раскопок. Плакаты военного времени.

         Саша. Фотохроники  с винтовками

         Артем. Плакаты со штыками

         Никита. Фото с телефонами

         Иван. Фото с планшетами

         Семен. Фото с гранатами

         Коля. Каски на бойцах

         Игорь. Каски на бойцах ранние и каски немецкие с эмблемами и еще немец в зимнем окрасе

         Вика. Фото с баками и как немцы едят из котлов

         Костя. Фото пулеметчиков с ящиком и с магазином

         Глеб. Боец с ППШ хроника и фото с раскопок

         Винтовка Мосина образца  1891года. Винтовка Мосина образца  1891года принята на вооружение русской армии в 1891 г., была сконструирована капитаном Мосиным.  Самая массовая советская винтовка. Полагалась почти каждому солдату. Винтовка была проста в обращении и не требовала специальной подготовки, поэтому все солдаты могли легко научиться из нее стрелять. Эта винтовка выпуска тридцатых годов была найдена недалеко от станции Апраксин, где проходили ожесточенные бои в период с 1941 по зиму 1943 года.  Затвор открыт(показать), видимо, у солдата, стрелявшего из нее, кончились патроны и он выкинул ее в воронку от снаряда. Дерево не сохранилось из- за того, что оно сгнило в земле.

         Пулеметная лента для пулемета МГ-34. Пулеметная лента для пулемета МГ – 34 – это лента, в которую вставляются патроны,  и она подает их в пулемет. Это нужно для быстрой перезарядки, потому что пулемет очень быстро стреляет. Она может храниться либо в специальном ящике, в который можно сложить длинную ленту на 250 патронов, это 5 лент по 50 патронов, соединенных вместе. Либо в специальном магазине, куда помещается 1 лента на 50 патронов. Когда в пулемет подается лента из ящика, то он должен стоять на одном месте.  Когда к пулемету пристегнут магазин, его можно переносить с места на место, тем самым он становится более мобильным.

          Ящик, магазин к пулемету и противогазная банка. Ящик, магазин к пулемету и противогазная банка принадлежали немецкому унтерофицеру Вернеру Гретсу, 1921 года рождения, погибшему осенью 1942 года в бою против солдат,  пытавшихся прорвать блокаду Ленинграда. Расчет его пулемета долгое время вел огонь по нашим солдатам, после чего был обнаружен и уничтожен огнем советских 82мм минометов.

         На противогазном бачке немецкий пулеметчик оставил свою подпись, которая сохранилась и по сей день.

         Полевой телефон.Полевой телефон использовали,  чтобы отдавать приказы из штаба на передовую, докладывать о положении дел с передовой в штаб и переговариваться между соседними подразделениями на одном участке фронта. С помощью телефонов можно было корректировать огонь дальнобойной артиллерии, находящейся далеко от того места, куда она стреляет.

         Этот телефон найден на местах боев по осени 1942года в блиндаже связи, из нескольких телефонов этот оказался целым, остальные были разбиты. Судя по всему,  немцами был разбит крупный узел связи. В округе было найдено несколько бойцов, погибших от огня артиллерии. Судя по тому, что в блиндажах остались личные вещи и оружие других солдат, они были или убиты,  или взяты в плен. После этого место было занято нашими войсками только через 3 с половиной месяца.

         Немецкий Противогазный бак. Бачок  для хранения противогаза. Немецкие солдаты также использовали его для хранения писем и продуктов, пользуясь его герметичностью.

         В нашей армии для хранения противогаза использовалась брезентовая, тканевая сумка.

Немецкий котелок. Из него ели немецкие солдаты, низ котелка мог использоваться как тарелка для супа, а верхняя крышка как тарелка для второго.

         ППШ- 4. ППШ-41-пистолет-пулемёт конструкции Шпагина. Его начали разрабатывать в 1939году, а первый выпуск был в 1941 году. Его могли использовать моряки, танкисты, пехота, командиры, но солдаты редко, только в конце войны. Скорость выстрела:1000 выстрелов в минуту.  Объём магазина: 72 патрона. Его после войны считали "оружием победы".

         Автомат,  лежащий перед вами,  был найден рядом с сержантом,  в ячейке. Рядом с ним был найден боец и офицер. У офицера тоже был ППШ - 41. Это отделение солдат, возможно, разведка, окопалось на нейтральной полосе ( это полоса между окопами врага и нашими окопами) в 30 метрах от немецких траншей и, судя по осколкам, было  уничтожено огнем 80-мм минометов. События разворачивались осенью 1942 года в районе Синявинских высот, до прорыва блокады Ленинграда оставалось еще полгода.

         Сравнение касок СШ-39 и 40

         СШ 40-стальной шлем образца 1940 года. Конструкция СШ-40 отличается от предыдущего образца- СШ-39 используемым подшлемником, более простым и крепким. Отсюда главное внешнее отличие: в СШ-40 для крепления подшлемника применялось шесть заклепок(показать их), а в СШ-39 три заклепки. Подшлемник (показать) нужен для того, чтобы голова не соприкасалось с куполом каски.

Каска СШ - 40 долго применялась и после войны.

         Сравнение РГД- ЗЗ и Ф - . РГД-33 - советская ручная граната Дъяконова, образца 1933 года.

         Универсальная граната, разработана до войны. Могла использоваться как наступательная граната, чтобы бросив ее перед собой, вместе со взрывом выскакивать из окопа и бежать на врага, не боясь быть раненым осколком, в то время, как враг пригнулся от взрыва, не зная, что кинута не осколочная граната.

Также могла быть использована как оборонительная осколочная граната, если на нее надеть осколочную рубашку(показать). В этом случае гранату можно бросать только из укрытия или далеко от себя.

Позднее была заменена на более простую и дешевую РГ-42 без ручки(показать)

         Ф-1. Ручная оборонительная граната. Предназначена для поражения живой силы в оборонительном бою. Из-за большого радиуса разлёта осколков метать её можно только из-за укрытия.

Каска СШ-36 и м40. Советская каска образца 1936 года. Ранний вариант стального шлема. Использовался только в самом начале войны, потому что был заменен на более простые и удобные СШ -39 и СШ -40.  Отличается от них характерным гребешком,  прикрывающим вентиляционное отверстие и формой козырька и ушей.

На лбу этой каски символ нашей армии - красная звезда. Эти эмблемы наносились на каски до 1939 года.

         Немецкая Каска М40

         Каска образца 1940 года. На этой каске вы видите остатки краски и эмблему Вермахта - немецких сухопутных войск. Каска была выкопана в районе Синявинских высот, где защитники Ленинграда пытались прорвать блокаду.

         Напротив нее в витрине лежит другая каска той же модели. На ней видны остатки белой краски, которую немецкий солдат во время зимних боев нанес на свою каску, чтобы быть менее заметным в снегу. Эта каска была найдена на Синявинских высотах по боям февраля 1943 года, в местах прорыва блокады Ленинграда.

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

Дата последнего обновления страницы 22.03.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»