Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

ГБОУ 

школа - интернат

 № 33

Выборгского района

Санкт - Петербурга

 

                         

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург, 2-ой Муринский пр., д.24; тел./факс 241-25-44

Коррекционная работа

 

Коррекционная работа

  

Проект 2014 - 2017

Проектирование «Программы коррекционно-развивающей помощи

детям с кохлеарными имплантами»

 

 

Первый этап

2014-2015 учебный год

 

Цель: определение уровня сформированности слухоречевых умений детей с КИ.

Задачи: 1) Современный подход к диагностике детей с КИ на основе литературных источников.

2) Подбор и разработка диагностических материалов для обследования КИ обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

3) Изучение аспектов психологического благополучия обучающихся с КИ и подбор методов психолого-педагогической диагностики.

4) Апробация диагностических материалов.

 

Актуальность: увеличение в школах России количества обучающихся детей с кохлеарными имплантами, в том числе в школе-интернате  (начиная с 1 ребёнка в 1999 году до 55 человек в 2014 году), приводит к необходимости выявления особенностей этих детей, определения уровня их слухоречевого развития и поиска новых путей и методов работы с ними.

 

Содержание этапа:

1. Изучение специальной литературы по проблеме обследования и реабилитации лиц после кохлеаной имплантации.

2. Систематизация литературы для использования в практической работе.

3. Определение необходимых направлений обследования детей с КИ (что нам нужно знать о детях с КИ для дальнейшей коррекционно-развивающей работы с ними) и подбор диагностических материалов.

4. Описание выбранных методов обследования.

5. Первое обследование КИ обучающихся на основе выбранных методов обследования.

6. Анализ полученных данных в результате проведённого обследования.

 

Результаты: 1) подготовка диагностических материалов по обследованию речи и слуха КИ обучающихся для создания рабочей тетради учителя-дефектолога;

2) расширение «Слухоречевой карты» КИ обучающихся.

 

Распространение опыта: проведение семинаров, круглых столов, публикации.

 

 

Обследование слуха и речи

кохлеарно имплантированных обучающихся

 

1.             1. Обследование просодической стороны речи.

Пробы (Мошникова Е.Л.).

1) Проверка умения определять место словесного ударения и воспроизводить его.

2) Проверка умения определять место логического ударения в предложении и воспроизводить его.

3) Проверка умения определять ритмико-интонационную структуру предложения, темп произношения и умения воспроизводить их.

 

2.              2. Обследование слуха.

1)    Проверка фонематического слуха – Амелина Е.В.

2)    Проверка речевого слуха  - Самородова М.А.:

- восприятие словосочетаний с разными типами связи (управление, примыкание, согласование);

- восприятие предложений (слуховое внимание, понятийное мышление).

 

3. Проверка коммуникативно-речевых умений.

1) Проверка знаний ребёнка о себе и своём близком окружении /Ковшина Н.В./

2) Проверка лексико-грамматического строя речи - Скугарева Н.А., Лигус О.А.

3) Проверка навыков связной речи КИ обучающихся.   

           Пробы (Седова М.Ю., Ильюшина С.В.).

1. Проверка умения отвечать на вопросы.

2. Проверка умения составлять рассказ по серии картинок.

3. Проверка умения составлять рассказ по сюжетной картинке.

4. Проверка умения составлять пересказ по прочитанному тексту.

 

Итоги  (у всех учителей-дефектологов):

1)    описание методов обследования и оформление диагностического материла;

2)    выбор шкалы оценивания результатов обследования и разработка таблиц для фиксирования результатов обследования слуха и речи КИ обучающихся.

 

Второй этап

2015-2016 учебный год

Цель: определение содержания, методов и видов коррекционно-развивающей помощи  КИ обучающимся.

Задачи: 1) Отбор детей с учётом времени проведения операции по кохлеарной имплантации для выявления их психологических особенностей.

2) Распространение диагностических материалов (рабочих тетрадей) для обследования КИ обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

3) Посещение уроков; взаимопосещения в рамках проекта.

 

Содержание этапа:

1. Обследование КИ обучающихся с учётом подобранных диагностических материалов и анализ результатов обследования.

2. Определение дальнейших путей коррекционно-развивающей работы с КИ обучающимися.

4. Изучение специальной литературы и подбор дидактических материалов.

5. Применение дидактических материалов на практике.

 

Результат: 1) Составление характеристик психолого-педагогического обследования детей и выработка рекомендаций для учёта их в коррекционно-развивающей работе.

2) Конференция по анализу полученных результатов. Обмен опытом и определение дальнейших путей коррекционно-развивающей работы с КИ обучающимися.

 

Третий этап

2016-2017 учебный год

Цель: 1) Внедрение в практику работы учителей-дефектологов диагностики психолого-педагогического обследования обучающихся с КИ;

2) Разработка «Программы коррекционно-развивающей помощи детям с КИ».

 

Задачи: проведение экспертизы «Программы коррекционно-развивающей помощи детям с КИ» и подготовка программы к публикации.

 

Результаты: 1) Семинар – презентация материалов «Программы коррекционно-развивающей помощи детям с КИ».

2) Конференция для родителей.

 

Проект реализуется при взаимодействии с кафедрой сурдопедагогики ФКП РГПУ им.А.И. Герцена (науный руководитель д.п.н. Красильникова О.А.) и Лабораторией слуха и речи НИЦ СпбГМУ им.академика И.П.Павлова (зав.лабораторией д.м.н. Бобошко М.Ю.)

 

 

 Участники проекта:  Киреева Г.А., директор ГБОУ школы-интерната №33.

Красильникова О.А., зам.директора по НМР.

Пинка Е.А., зам.директора по УВР.

Тасина М.А., зам. директора по УВР /начальная школа/.

Мошникова Е.Л., председатель МО учителей-дефектологов.

Седова М.Ю., учитель-дефектолог.

Ильюшина С.В., учитель-дефектолог.

Лигус О.А., учитель-дефектолог.

Амелина Е.В., учитель-дефектолог.

Скугарева Н.А., учитель-дефектолог.

Самородова М.А.,  учитель-дефектолог.

Сивохо А.С., учитель-дефектолог.

Климчук Ю.Ю., педагог-психолог.

 

 

В этом учебном году в методическом объединении учителей-дефектологов работает 11 человек: 5 педагогов высшей квалификационной категории, 2 педагога имеют 1 квалификационную категорию; 1 педагог имеет 2 квалификационную категорию и 3 молодых специалистов.

    

Учителя – дефектологи осуществляют коррекционную работу по развитию слухового восприятия и обучению произношению на индивидуальных и групповых занятиях. Индивидуальными занятиями охвачены учащиеся с 1 по 5 класс, групповыми занятиями с 6 по 12 класс.

 

Учитель-дефектолог слухового кабинета раз в неделю проводит фронтальные уроки по развитию слухового восприятия и обучению произношению с учащимися 1- 4 классов I отделения и 1-5 классов II отделения.

 

В школе работает кружок «Учимся слышать мир» для кохлеарно имплантированных учащихся с 1 по 5 класс.

 

В начале учебного года учителя-дефектологи проводят проверку слуха и речи учащихся и в соответствии с полученными результатами планируют дальнейшую свою работу. В конце каждой четверти проводятся текущие проверки, которые позволяют определить динамику усвоения материала фронтальных уроков, индивидуальных или групповых занятий. В конце года осуществляются контрольные проверки, подводится итог работы за год.

 

Для совершенствования работы и выбора наиболее эффективных путей обучения в школе 2 раза в год проводится медико-психолого-педагогический консилиум по результатам обследования и обучения первоклассников. 

 

Каждый год учителя М.О. работают над методическими темами, разрабатывают рекомендации по совершенствованию технологий обучения произношению и развитию слухового восприятия слабослышащих учащихся.

 

Учителя-дефектологи имеют награды: 1 педагог – «Заслуженный учитель РФ», 2 учителя имеют знак «Отличника народного просвещения», 3 педагога – знак «Почётный работник общего образования РФ», 1 учитель – знак «За гуманизацию школы СПб».

 

    

 

Сотрудничество школы с лабораторией слуха и речи СПб ГМУ им.акад. И.П. Павлова

   

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"